Д.Д.Щаспройдёт (dave_aka_doc) wrote,
Д.Д.Щаспройдёт
dave_aka_doc

Профессиональная психология или "Как устроен современный журналист?"



Вместо эпиграфа

Профессор: Писателишка вы задрипанный, психолог доморощенный. Вам бы стены в сортирах расписывать, трепло бездарное.
Писатель: Вяло. Вяло! Не умеете! Не знаете вы, как это делается.
Профессор: Ну хорошо. Я иду за Нобелевской премией, ладно. А вы за чем поспешаете? Хотите одарить человечество перлами своего покупного вдохновения?
Писатель: Плевал я на человечество. Во всем вашем человечестве меня интересует только один человек. Я то есть. Стою я чего-нибудь, или я такое же дерьмо, как некоторые прочие.
Профессор: А если вы узнаете, что вы в самом деле...

(ц) сами знаете откуда

Профессиональная психология в широком смысле слова - это способ мышления человека, добившегося в своей профессии определённых успехов, то есть ставшего профессионалом, и за счёт приобретения новых навыков и опыта изменившего своё видение окружающего мира.

При этом есть некая трудно уловимая грань между понятием профессиональной психологии и проф.деформации мышления.
Проф.деформация - это изменение личности под влиянием профессиональных внешних факторов (чаще всего негативных), приводящая к появления профессиональных стереотипов восприятия то есть тоже к изменению видения окружающего мира.

И профессиональная психология и проф.деформация приводят, казалось бы к одному и тому же явлению: изменению видения окружающего мира. Но есть одно существенное отличие: проф.психология и проф.деформация по разному соотносятся с реальностью.

Профессиональная психология вырастает из того, что профессионал получает новые знания, новый опыт и за счёт этого лучше понимает определённые аспекты жизни и сферы деятельности. Его личность развивается, обогащается новым опытом и потому профессионал становится ближе к реальности за счёт того, что лучше эту самую реальности понимает.

Проф.деформация же вырастает из того, что профессионал привыкает к своему статусу и вырабатывает шаблоны восприятия, которые использует для как ему кажется облегчения или упрощения своей профессиональной деятельности. Профессионал перестаёт разбираться в тонкостях, пренебрегает деталями и видит в различающихся друг от друга ситуациях один и тот же шаблон, видит различное одинаковым. То есть фактически создаёт себе иллюзию восприятия, из-за чего отдаляется от реальности.

Но для неспециалиста отличить проф.деформацию (то есть изменение или даже разрушение личности) от профессиональной психологии (то есть развитие и эволюцию личности) крайне непросто. Поэтому чаще всего и тот и другой случай обыватели не глядя записывают под ярлык "проф.деформация".

Это было необходимое пояснение. А теперь непосредственно главном ;)

Я никогда не упускаю шанса ознакомиться с тем, как профессионал той или иной сферы представляет свою собственную работу изнутри, как он её видит и как при этом мыслит. Мне попалась очень интересная, подробная статья, которая как раз подпадает под такую ситуацию и которой я хочу поделиться с вами. Статья о высокой журналистике, а точнее о монетизации журналистики или о "заработке в условиях зависимой журналистики" - и автор описывая ситуацию изнутри профессиональной деятельности уделяет много внимания как раз профессиональному мышлению работников этой одной из многих древнейших профессий. В статье, что называется, очень-многа-букаф, но я процитирую один отрывок:

"Этот мир неправильный. Он на 90 процентов состоит из лжи, а скорее всего — на все 99. В нем живут очень хитрые люди, они постоянно заняты тем, что друг другу врут, а те, у кого есть ресурсы, еще и стремятся свою ложь максимально распространить при помощи средств массовой информации. Но мы — мы! — доблестные журналисты, стоим на страже правды. Мы тот золотой 1 процент, который призван фильтровать весь этот мировой базар и выдавать своей аудитории правду, только правду и ничего кроме правды. Но так как жить нам на что-то надо, то иногда мы эту внешнюю ложь все-таки пускаем мелкими дозами в наш хрустальный оазис — и называем это рекламой.

Примерно так устроен типичный журналист, работающий в рамках классической бизнес-модели. Я 20 лет в этой профессии и знаю, о чем говорю. И неважно, чем конкретно этот журналист занимается: витийствует в качестве публициста или пишет провинциальные очерки о жизни шукшинских персонажей. В первом случае он исполнен благородного презрения, во втором — снисходительного умиления. Он всё равно судья, солист, мерило всех вещей, составная часть культуры недоверия. Реальность его интересует лишь как бэк-вокал к собственной песне. Он искренне верит, что он бездонный источник содержания и моральной правоты. До недавних пор он владел монополией на средства распространения информации и эксклюзивом на производство медиаконтента. Но теперь и то и другое рухнуло, статус десакрализован, всеобщее авторское равенство провозглашено, в новый век журналисты вошли, по меткому выражению Василия Гатова, без козырей, но с апломбом.

В результате мы сегодня наблюдаем удивительное природное явление. Аудитория окончательно превратилась из лягушки в царевну. Она намного умней, содержательней и морально выше, чем журналистское сообщество. У нее гораздо больше информации, компетенций и экспертизы. Она может сама себе рассказать больше, чем любое СМИ, и по мере сил этим занимается через горизонтальные коммуникации, не обращая никакого внимания на медиажрецов, замкнувшихся в наколдованной самим себе убогой повестке дня...


Источник, в котором как я и говорил - многабукаф.

В общем и целом, если не пускаться в дисскуссию на тему свободы либеральной печати с разрыванием белых ленточек на революционной груди, то общий вывод мне лично кажется вполне справедливым. Я сужу по своему окружению: среди моих знакомых количество людей, выписывающих бумажную периодику стремительно сократилось за последние 15 лет. Просмотр телевизионных программ почти сошёл на нет вплоть до постоянной жизни без телевизора вообще. И то и другое стало уделом скорее пенсионеров, привыкших к газетам и теленовостям.

При этом большая часть моих знакомых, добившихся каких-то профессиональных высот или просто состоявшихся как многогранная повзрослевшая личность, получают всю необходимую информацию из проф.сообществ или вообще по целенаправленному запросу.

Журналистика же (именно серьёзная "высокая" журналистика, а не кривой копирайтинг жёлтых изданий за 5 копеек) залетает в инфополе лишь в виде курьёзных новостей, поскольку какой бы проф.темы не коснулся разговор, то без серьёзного участия проф.консультанта почти любая статья обнаруживает убогость и посредственность информационной подготовки журналиста с вероятностью 99%. Как говорит один мой коллега, людей подводит незнание мат.части, на изучение которой у рыцарей пера и чернил просто нет ни времени ни видимо желания. И если информацию можно получить от этого консультанта напрямую за счёт горизонтальных взаимодействий, то журналист... ну вы понимаете: "скрипач не нужен"(ц)

У писателей возникают сложности с адаптацией под новые условия реальности, но они хотя бы нужны читателям. А журналисты получаются такими узко-специлизированными писателями, которые никому не нужны ;)

Tags: "аналитик - а налейте?", жизненное, не каковО а кАково, психотип

Recent Posts from This Journal

promo dave_aka_doc june 2, 10:39 68
Buy for 20 tokens
Дамы и господа, рад сообщить, что после длительного перерыва (включавшего в себя посещение нескольких стран и одну антарктическую зимовку) я наконец возобновляю практику психотерапии. Я врач-психотерапевт и практикую уже очень давно, хоть и с перерывами на полярные экспедиции -…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments